Подготовленная среда
«Таким образом, мы открыли, что образование – не что-то, что делает учитель. Это естественный процесс, который развивается в человеке спонтанно. Развитие не происходит от выслушивания каких-то слов, но посредством опыта, когда ребёнок действует в своей среде. Задача учителя – не говорить, а подготовить и расставить ряд материалов, побуждающих к культурной деятельности в специальной среде, созданной для ребёнка».
Мария Монтессори — Впитывающий разум

Подготовленный взрослый
«Тот, кто следует моему методу, учит немногому, многое наблюдает, но в основном направляет психическую деятельность детей и их психологическое развитие. Чтобы подчеркнуть данную идею я изменила название с «teacher» (учитель) на «directress» (наставник, гид). В начале люди улыбались в ответ на это. Каждый спрашивал, кого должен направлять учитель, ведь ему больше никто не подчинялся, а детям предоставлена свобода. Но направляющая деятельность учителя-гида намного важнее и глубже, чем о ней обычно думают, потому что такой учитель задаёт направление для разумных существ. Учитель «Casa dei bambini» должен быть уверен в двух вещах – первое: ответственность учителя в том, чтобы задавать направление; и второе: работа ребёнка заключается в личном выполнении упражнений. Лишь после того, как эти две идеи прочно осели в сознании, можно рационально переходить к применению метода, который направляет спонтанное образование ребёнка и объясняет базовые принципы». |

Отсутствие разделения между развитием ума и развитием тела
Развитие ребенка, удовлетворение его физиологических, психических и ментальных потребностей идет параллельно. Когда ребенок не волен управлять своим телом, удовлетворять свои потребности — он не свободен. Важно равно уделять внимание развитию интеллектуальных, психических и физических способностей. Умение писать зависит не только от знания букв, но и от готовности владеть своей рукой.
Обучение на практике
Когда в восприятии информации задействованы не только органы слуха и зрения – знания и навыки усваиваются гораздо эффективнее. Это связно с тем, что руки, особым образом передают информацию в мозг. Можно слушать или смотреть на что-то, но обучение проходит на более глубоком уровне, когда задействовано тело. Это переход от пассивного обучения к активному. Материалы в классе Монтессори сделаны привлекательными, чтобы ребенку хотелось совершать открытия своими руками. |
Знание о природных потребностях ребенка
Метод Монтессори в своей основе имеет знания об особенностях ребенка. Дети имеют различные потребности в разные периоды своей жизни. Монтессори определила четыре этапа развития в жизни ребенка: от рождения до 6 лет, 6-12, 12-18, 18-24. Многие психологи описывали эти различные этапы, но только Мария Монтессори предложила образовательный подход, основывающийся на знании этих этапов. |
Уважение
Учитель Монтессори уважает ребенка, относится к нему как к взрослому человеку. Это выражается в способах выстраивания диалога, в уважительном отношении к физическому взаимодействию с ребенком, когда учитель спрашивает разрешение, перед тем как прикоснуться к ребенку.
Взрослый не передает ребенку ответственность, но и не подавляет его.

Естественное желание учиться Мария Монтессори выяснила, что дети обладают внутренней мотивацией учиться. Младенцы учатся стоять и ходить, делая попытки снова, и снова, и снова. Дети, в благоприятной среде, овладевают навыком ходьбы самостоятельно. То же самое происходит и при изучении языка, а если создать правильную среду, то и при обучении чтению и письму, изучению математики и приобретению знаний об окружающем мире. Собственные открытия детей вызывают в них восхищение и любовь к познанию. Их не нужно направлять на изучение окружающего мира — они полны желания делать это.
|
Свобода и ограничения
В классе есть правила, которым важно следовать. Они работают для детей и для взрослых. Жизнь по ним помогает научиться уважению и ответственности. В заданных рамках есть свобода. Дети могут выбирать вид деятельности, могут наблюдать за другими, отдыхать, общаться, перемещаться по комнате. Взрослые сопровождают ребенка и верят, что он будет развиваться в соответствии с собственными уникальными временными рамками.

Независимость и ответственность
Помоги мне сделать это самому. В методе Монтессори ребята учатся быть удивительно самостоятельными. Дети рады иметь возможность вносить свой вклад, быть частью семьи и общества. На их лицах видно чувство удовлетворения, когда они самостоятельно надевают ботинки, кладут вещи на место или помогают другим. Через независимость ребенок учится нести ответственность за уход за собой, за других людей и за окружающую среду. Они учатся:
|
Наблюдение
Наблюдение это основа метода. Все, что учитель знает о ребенке — это результат наблюдения. Здесь нет места поспешным выводам, стереотипному мышлению. Важны факты. Так, учитель каждый день встречает как-будто нового ребенка, без ярлыков и стандартов. Позволяя детям быть разными, расти над собой.

Образование как помощь жизни
Навыки и знания, которые ребенок получает в процессе нахождения в подготовленной среде Монтессори направлены на подготовку его к взрослой жизни, а не к экзаменам или тестам. Многообразие теоретических, практических и психологических аспектов, которые питаются в пространстве центра призваны помогать ребенку на пути становления его как личности. Психологи, изучающие детей с самых первых дней жизни единогласно признают, что при надлежащей заботе и помощи у ребенка есть потенциал набраться большей силы, достичь лучшего психического равновесия и гармонии, иметь более энергичный характер. Вместо того чтобы оставить все на волю случая, рост ребенка должен быть предметом научного подхода и внимания. Это значит, что требуется нечто большее, чем просто физическая гигиена. Как последняя защищает его тело, так и для защиты его разума и души требуется психическая гигиена. Ребенок — не инертное существо, который обязан взрослым всем тем, что он может делать, как если бы он был пустым сосудом, который нужно наполнить. Нет, именно ребенок создает в себе человека, и нет такого человека, который не был бы создан тем ребенком, которым он был. |