г. Санкт-Петербург, метро Звездная,
ул. Пулковская, дом 6, корпус 4
+7 (812) 922-03-73

Профилактика частых простудных заболеваний у ребенка

“У меня не садиковский ребенок!» или профилактика частых случаев простудных заболеваний в детском коллективе с точки зрения психолога.

Скажу сразу, тема острая для многих родителей и детей первого- второго года хождения в детский сад. В целом , она складывается из двух основных факторов : периода становления иммунитета ребенка в возрасте 2-4 лет, когда каждый вирус и каждая инфекция, с которой ребенок встречается в детском коллективе , будет им усвоена и переработана и в дальнейшем встреча с подобной болезнью будет менее острой или обойдет ребенка стороной. Это нормально.
С медицинской точки зрения , задача родителей и педагогов детского сада приложить максимум усилий для оздоровления и укрепления иммунных сил организма , закаливания, прогулок и тщательной гигиены для снижения частоты и тяжести течения заболевания, особенно в сезон простуд.

Второй фактор частых болезней детей в саду- психологический. О нем хочется поговорить подробнее. Не сложно представить себе чувства маленького человека, которого дома окружают заботой и вниманием, теплом и любовью и всегда найдут для него время , даже если малыш не единственный в семье ребенок. Другое дело – детский коллектив. Любимой мамы рядом нет, и даже самый лучший на земле педагог-воспитатель ее не заменит. Вокруг много детей, шум, режим, совместные занятия. Необходимость прислушиваться к мнению коллектива и подчиняться общему режиму дня. Это значит для ребенка только одно- сильный стресс в период адаптации к саду и множество внутренних усилий, направленных на защиту организма от него. Стресс и для взрослого организма не простое испытание, а уж ребенка он ослабляет очень существенно.
Помимо стресса , важную роль играет и механизм психической защиты человека под названием « уход в болезнь» . Это вовсе не значит, что ребенок способен заболеть специально, по собственному желанию , нет. Просто в момент, когда к физическому ослаблению организма прибавляется и психологическая усталость, заболевание гарантированно.

Способ профилактики стресса и психологической усталости состоит из следующих факторов:

1. Доброжелательная и спокойная атмосфера в семье, возможность дать ребенку проявить свои чувства дома и снять напряжение, пусть даже не самым приятным для родителей способом: плачем, требованием внимания и капризами, громкими жалобами и другими проявлениями усталости. Будьте милосердны к маленькому человеку и потерпите. Ваш ребенок терпел правила социального поведения в коллективе целый день, дайте ему возможность проявить накопленное за день.
2. Тщательное соблюдение правил психологической гигиены помогут малышу адаптироваться и болеть реже не меньше, чем мытье рук перед едой. Правила не хитрые: внимание к словам ребенка, умение выслушать его и проговорить все то, что ребенок хочет донести до вас о событиях прошедшего дня, совместный досуг, игры, прогулки и любимые ритуалы перед сном помогут сделать психические защиты малыша более устойчивыми к стрессу.
3. Общайтесь с педагогами сада, постарайтесь найти с ними общий язык в понимании личности Вашего ребенка, его особенностей, подскажите педагогам Ваши методы общения с ребенком и расскажите обо всем, что он любит дома. Педагоги всегда с удовольствием выслушают Вас и расскажут о том, как ребенок провел день в саду, что было сложно, а что весело, в какой момент ребенок сильно устал и что его вдохновило для дальнейшего общения и занятий.
Желаем Вам и Вашим детям физического и душевного здоровья , берегите себя!

Елена Матвеева, психолог