г. Санкт-Петербург, метро Звездная,
ул. Пулковская, дом 6, корпус 4
+7 (812) 922-03-73

Поддержание интереса в Монтессори-классе

Для большинства наук, в том числе и социальных (социологии, педагогики, психологии, права), мы можем выявить два подхода в описании события или явления. Первый подход – нормативный, для него характерно статистическое обобщение. Когда люди говорят “это норма” – имеется в виду, что этот случай является наиболее часто встречающимся. Второй подход – позитивный. Его особенность заключается в том, что мы отталкиваемся не от статистических распределений, а от конкретных особенностей события или явления. Нормативный подход говорит нам о том, как должно быть, а позитивный – о том, как есть в этом конкретном случае.

Presentation1

Педагогика в этом случае не является исключением. Фактически вся школьная система – это нормативная система. Конфликт между воспитателями, родителями, врачами возникает в том случае, когда каждый смотрит на ребёнка с позиции нормы и того, “как принято” или “как чаще встречается”. Если мы смотрим на ребёнка только с точки зрения нормативного подхода, теряется возможность оценить его личный прогресс или регресс. Нормативный подход не даёт нам возможность увидеть процесс, мы видим только результат. Но он важен для того, чтобы правильно поставить цель и двигаться к её достижению.

В данной статье я предлагаю рассмотреть возрастную периодизацию как пример нормативного подхода в изучении возрастных особенностей развития личности.

 Presentation2

1 стадия развития ребенка от 0 до 6 лет

“ЧТО ЭТО?”

-            интеллектуальное развитие посредством органов чувств

-            мир “здесь и сейчас”

-            правила жизни через авторитетного взрослого (партнёрские отношения!)

-            эмоциональное состояние нестабильное, быстро меняется

-            эгоцентричность

-            работа в классе носит индивидуальный характер

-            к 5-ти годам нравится работать в парах

 

2 стадия развития от 6 до 12

“ПОЧЕМУ?”

-            возникает логическое мышление

-            интерес к социальным отношениям

-            осознание себя как части общества

-            воображение (лента времени)

-            порядок имеет внутренний характер

-            сложившаяся самодисциплина

-            осознание справедливости

-            работают в группах, социальное понимание

 

3 стадия развития 12 – 18

“КТО Я?”

-            бурное эмоциональное и физическое развитие

-            самоопределение

-            обидчивы и не терпят критики

-            рождается чувство принадлежности к социальным группам

Presentation3

Я предлагаю обратить внимание на позитивный подход к изучению особенностей личности ребёнка, говорить о наблюдении, как методе выявления интересов и потребностей Ребёнка.

С уважением, Оксана Заплётина, Монтессори-педагог.