г. Санкт-Петербург, метро Звездная,
ул. Пулковская, дом 6, корпус 4
+7 (812) 922-03-73

Основные принципы Монтессори педагогики.

В этот раз предлагаем порассуждать о той системе воспитания, которую мы выбрали для своих детей.

Основными принципами Монтессори педагогики являются:

Самостоятельность ребенка и свобода в установленных границах

Характерна разновозрастная группа, свобода выбора занятия, непрерывный цикл свободной работы 3 часа, свобода передвижения, подготовленный Монтессори педагог, подготовленная среда. Подробнее об этом, и том, как все это мы реализуем в нашей группе Pre-school , я предлагаю Вам обсудить на нашем семинаре. Еще у меня в планах рассказать о правилах группы, о том, что такое презентация и трехступенчатый урок, рассказать о зонах в нашем классе, и о том, что происходит за 3 часа свободной работы.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в нашем классе соответствует росту, пропорциям и возрасту ребенка. Дети имеют возможность самостоятельно переставлять столы и стулья, выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Мы учимся переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в детских садах по методу Монтессори даже используется хрупкий фарфор: дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность.Основная цель – обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. В Монтессори-классе обязательно должен быть доступ к воде. Раковины должны быть в зоне доступа ребенка, унитазы – на доступной для ребёнка высоте либо оснащены подставками. В классе Монтессори на доступной для ребенка высоте всегда присутствуют комнатные растения, чтобы дети могли ухаживать за ними. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого здесь – проводник, помощник. «Помоги мне сделать это самому»

В работе с детьми мы используем еще ряд понятий, о которых пишет Мария Монтессори в своих книгах, это :

Впитывающий разум – это бессознательная способность детей без усилий впитывать свое непосредственное окружение, особый тип психики и ментальности, присущий ребенку. Взрослые приобретают знания посредством сознательного обучения, в то время как ребенок неосознанно впитывает знания вместе с впечатлениями из окружающей среды. Такой тип восприятия характерен для ребёнка вплоть до определенного возраста, с точки зрения доктора Монтессори, до шести лет. Восприятие ребенка отличается тем, что впечатления «не только проникают в сознание, но и формируют его». Через понятие впитывающего разума в методе Монтессори обосновывается важность первых лет жизни в развитии человека. Задача взрослых в этот период – создать специально подготовленную среду, во взаимодействии с которой ребенок сможет
эффективно развиваться и обучаться, используя возможности впитывающего разума, которым он обладает.

Сензитивный период – одно из фундаментальных понятий, лежащих в основе педагогической системы Монтессори. Понятие о сензитивных периодах гласит, что ребенок в процессе своего развития, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянных, интенсивных преобразований. Смысл сензитивных периодов в том, что есть связь между тем, в какой среде находится организм в период своего бурного роста и развития, и конечным результатом этого развития. Очень хорошо объясняет это понятие пример жизни бабочки Porthesia, которая откладывает яйца на кору дерева. Личинки гусениц этой бабочки обладают одной особенностью: они очень чувствительны к свету. Именно поэтому они добираются до верхних ветвей дерева, где самые молодые и нежные листочки. Такая пища идеально подходит для молодых гусениц. Но когда гусеницы подрастают, они теряют такую особую чувствительность к свету и уже перемещаются по всему дереву, что благоприятно именно для этого этапа их развития, поскольку они уже могут использовать в пищу все листья дерева. Получается, что окончание этого сензитивного периода в жизни гусениц после того, как он отслужил свое, так же важно, как и его наличие в период более раннего развития. Ребенок, находясь в очередном сензитивном периоде, демонстрирует большую концентрацию внимания на определённом виде деятельности. Он становится очень терпеливым и трудолюбивым именно в этом деле и достигает в нем огромных успехов. В более позднее время такой концентрации уже не наблюдается. Развивающие упражнения Монтессори были разработаны специально для того, чтобы соответствовать сензитивным периодам развития ребенка. В ранние годы ребенок проходит сензитивный период изучения языка. Это самый лучший период для обучения речи, так как ребенок может легко воспроизводить слышимые им слова на одном или двух языках одновременно. В пять – шесть с половиной лет ребенок проходит еще один период, в котором повышенный интерес у него вызывают именно написания слов. Одним из самых интересных сензитивных периодов является сензитивный период порядка. В течение всего этого периода дети демонстрируют повышенный интерес к порядку вещей в пространстве и времени. Для детей особенно важно видеть вещи на привычных местах. Существуют также периоды чувственного восприятия, когда ребенок стремится узнать мир на ощупь, если возможно разобрать предмет, и период, связанный с религиозным развитием. Многие периоды накладываются друг на друга, одни длятся дольше других. В Монтессори-школах пространство в классах специально организовано так, чтобы удовлетворять потребности ребенка во все сензитивные периоды развития.

Нормализация

Процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого в его развитии устраняются отклонения девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребёнка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

С уважением, Надежда Голубкова, Монтессори-педагог